20:09 

Рецензия на фильм "Легенда №17".

Only for lulz
"Freeman fell out on his freeway on his way to..."
"Кто-то вдруг почувствовал, что Российское кино нужно спасать".

В последнее время Российская Федерация на всемирном кинорынке может хвалиться разве что своими сборами от фильмов, вышедших в Голливуде. Дошло даже то того, что о России начали думать как о более-менее прибыльном регионе, и в страну начали приезжать актеры на премьеры фильмов с их участием, а гиганты своего дела, некоторые крупнейшие киноконцерны, пусть и с опаской, но начали налаживать с нами связи.
Куда хуже обстоят дела с нашим Отечественным кино, где качество фильмов забито камнями жестких принципов коммерции. Мы просто не в состоянии находясь на золотой середине между деньгами и душой стабильно что-то выпускать. Постоянно случаются сбои ориентиров и получается или чисто коммерческое кино, в котором ни капли души, или наоборот выходят фильмы, в которых души хоть отбавляй, но дорога таким фильмам только на кинофестивали, поскольку за зрителей они бороться не в состоянии. Что тут говорить, если из-за низкопробных кинофильмов отношение людей к отечественному кино в самой России «скорее отрицательное, чем положительное»?
Но говорить о том, что наше кино катится в тартарары, пока еще рано. Периодически предпринимаются попытки «реанимировать» российское кинопроизводство, найти своеобразную «золотую середину», и битва за хорошее русское кино идет с переменным успехом. К сожалению, сегодня на 15-20 отечественных фильмов только около 5 может оказаться хорошим и качественным кино, которое будут пересматривать. И я не буду удивлена, если к числу тех хороших фильмов будет причислена и картина Николая Лебедева «Легенда №17».
Фильм повествует о нелегком пути восхождения к лаврам всемирной славы Валерия Харламова (Данила Козловский), великого человека и спортсмена. Под влиянием известного тренера команды ЦСКА Анатолия Владимировича Тарасова (Олег Меньшиков) на протяжении всего фильма номеру семнадцатому придется делать выбор, делать его каждый день и учиться без опасных последствий «шушукаться» с правильными людьми, а точнее, понять, что и без этого можно блистательно прожить свою жизнь и остаться прежде всего для себя честным человеком. Но не все так просто — в противовес этому блистательному дуэту, подличая и пытаясь выслужиться перед начальством, выступает начальник партаппарата, которому, как и большинству в самом партаппарате Тарасов откровенно набил оскомину своими ошеломляющими успехами, сея среди ненавистников зависть и планы мести. Сможет ли молодой Харламов устоять под напором власти, или все же изберет для себя иной путь? Сможет ли он разобраться в себе и понять, что же в жизни для него является главным? В этом и заключается главная интрига без сомнения захватывающего фильма, хронометражем чуть более двух часов.
Если меня спросят, чем же примечателен фильм российского (!!!) производства, я помимо всего прочего отвечу, что в нем важна игра контрастов. Она настолько изящно, не настойчиво показана, что приятное удивление от фильма только увеличивается. Сплоченные игрой советские люди, воспринимающие противника со всей присущей честью и канадские зрители, смотрящие на советскую сборную только как на пушечное мясо в сочетании со злобной карикатурой в утренней газете. Противостояние характера Харламова и настойчивости Тарасова. Душевный, пусть и довольно бедный вид советских городов и бездушная, зазывная яркость рекламных огней Монреаля, теряющаяся в холоде многочисленных высоток. Думается, что тем важным обстоятельством, кардинально отличавшая в то советское время нас от остального мира была как раз душевность вопреки всему, стремление к извечным идеалам — бескорыстных доброте, уважении и взаимопомощи, тогда как на Западе уже вовсю пировала власть капитала над умами людей. Да, периодически режиссер намеренно сгущает краски, что неизбежно приводит к появлению пафоса, но здесь он уместен, поскольку в фильме рассказывается о не о неизвестно откуда выскочившем человеке, а о человеке, который еще при жизни стал легендой. Ведь когда мыслишь в рамках легенды, все непроизвольно окрашивается в крайне насыщенные тона: желающие бороться до конца и делать выбор каждый свой день, по закону жанра получают заслуженные почести и славу, а не желающих выбирать всегда будет ждать холодное и приветливое здание морга. Таков закон жизни. И Валера следует ему, учится быть не только уверенным в себе, но и самоуверенным, учится быть человеком, способным совершать различные поступки и нести ответственность за них прежде всего перед самим собой.
Кроме контраста я бы отметила еще и особую трагичность судьбы тренера Тарасова. Когда кто-то для тебя выворачивает чью-то душу наизнанку, это всегда страшно. В основном потому, что это слишком драгоценный подарок судьбы, которым практически невозможно правильно распорядиться. В фильме Тарасов вначале показан как суровый и жестокий тренер, для которого приказ свыше — не руководство к действию, а «куриный комитет» - не указ. Но стоит чуть-чуть копнуть глубже, как открываются истинно благородные мотивы, осуществлению которых герой просто не смог найти иных способов кроме диктатуры и строгой дисциплины, невзирая на то, с каким теплом и любовью относится он к каждому из своих воспитанников. С этим связан еще один страх — однажды узнав подноготную души человека ты уже практически никогда не сможешь относиться к нему без оглядки на само это знание. И в итоге к концу действа перед нами происходит волшебное преображение нашего отношения к персонажу — поначалу он нам кажется ненавистным, но после тебе его становится безмерно жалко, и тут невозможно удержаться от слез. Понимание того, как на самом деле Тарасов относится к сборной, успевшей стать родной, и сколько он успел сделать для каждого из них, (абсолютно незаметно для них самих!), вызывает лишь бесконечное уважение и преклонение перед великим характером, устоявшим, несмотря ни на что. В связи с этим, кинофильм, при наличии желания подумать и поразмышлять, может дать вполне неплохую пищу для размышлений, и тем самым выгоднейшим образом выделяется среди остальных последних российских поделок.
К довольно-таки блеклым минусам (скорее, это будут придирки, поскольку фильм оказался к удивлению на уровне) можно лишь отнести несколько выбивающуюся из строя довольно качественного видеоряда рваную замедленную подачу кадров, используемую, по-видимому в особые моменты проявления характера главного героя. Признаться, такой метод несколько смущает, особенно заметен он в сцене, где Харламов несмотря ни на что тренируется на тренажере в больнице.
Второй и последний минус относится к несколько типичной идее разжигания в герое второго дыхания, во время которого Харламов выполняет прямо-таки неземные приемы, и в конце-концов забивает шайбу противнику в ворота. Я не знаю, может у режиссера была именно такая задача, но этот «порог», момент, действие, которое открывает Валере второе дыхание, очень заметно, и как будто выделено. Возможно, это можно отнести к группе «недочетов в режиссерской работе».
Плюсы можно перечислить тут же — незаезженное исполнение, некоторые интересные операторские находки (показать матч глазами шайбы — это надо же так!), недурственное музыкальное оформление, в котором вкрапления всеми любимой советской классики только идет на пользу...
К несомненным плюсам фильма стоит отнести и хороший актерский ансамбль. Пусть и не все сработали на отлично, но команда сложилась очень даже сплоченная, не мешающая друг другу выступить во всю полноту своих полномочий и вступающая в гармоничное взаимодействие, из которого, к удивлению, довольно сложно кого-то убрать.
Данила Козловский, сыгравший главную роль, довольно успешно смог сыграть Валерия Харламова, обаятельного человека и решительного хоккеиста. Он прекрасно показал развитие своего персонажа, и, наверное, другой актер вряд ли бы сделал все так хорошо и качественно. Но все-таки мне показалось, что периодически его роль была недостаточно сильной и попросту проседала под неугасающей харизмой разменявшего уже пятый десяток Олега Меньшикова. Анатолий Владимирович Тарасов в его исполнении показал себя как надо — тренер с по-настоящему стальным характером и доброй душой внутри. Актер придал своей роли нечто мистическое, когда показывают эту особую связь, возникшую между ним и Харламовым в решающем матче, а также нечто трагичное, что заставляет еще с середины фильма всматриваться в него на предмет внутренних переживаний и обливаться слезами. Что еще надо для победы сборной в матче с непобедимыми канадцами?
Разумеется, нужен веселый, юмористический персонаж, который не даст действу превратиться в бесконечную тяжелую драму, и даст возможность улыбнуться сквозь слезы. В фильме есть сразу несколько таких персонажей, которые не перекрывали друг друга и выглядели в контексте картины весьма гармонично. Это и вечный друг и союзник на трудном героическом пути, а также человек без зуба Александр Гусев в исполнении Александра Лобанова, и врач, каждый раз перед встречей в палате с симпатичным хоккеистом накрашивающая губы в исполнении блистательной Нины Усатовой, и даже пьянчужка, которого постоянно забирает милиция, призван создать нескучную атмосферу повествования. Кроме того, по рецепту нужен антигерой, который должен вести себя весьма коварно, выполняя при этом всяческие поручения «сверху» и с успехом выполняя их, прикрываясь необходимостью. В этой роли довольно-таки убедительно показал своеобразный собирательный образ всех продажных и жадных чиновников, актуальный и сегодня, актер Владимир Меньшов. Да, сыграл он убедительно — после сеанса кулаки все равно чесались ударить персонажу желательно в лицо «за все хорошее». Было приятно увидеть таких актеров как Роман Мадянов в роли тренера чебаркульской «Звезды» и Бориса Щербакова, судя по всему отца Харламова.
С некоторым сомнением одобряю выбор в роли пассии Валеры актрисы Светланы Ивановой. Как-то сомнительно она сыграла свою роль, но кто знает, может так она и должна была сыграть ее? Это так и останется неизвестным.
Что же можно вывести в итоге моего и так бесконечного повествования? На фильм действительно стоит идти, потому что по сравнению с прошлыми российскими поделками (привет, «Что творят мужчины» и «О чем молчат девушки»!) это действительно стоящий внимания проект. И посмотрев его, почему-то очень хочется, чтобы он был оценен по достоинству, собрал неплохую кассу и тем самым доказал снимающим кино и дающим на это деньги людям, что мы далеко не глупы, чтобы поглощать в больших количествах глупые «пустышки», а так же, как и любой другой среднестатистический житель планеты, любим интересное и приятное глазу кино. Так что на фильм определенно стоит идти. Да и когда еще вам представится возможность сказать что-то одобрительное в сторону российского кинопроизводства?

- оценка 8 из 10.

@темы: Заслуженный мастер спорта, Валерий Борисович Харламов... пошел нахер отсюда! (с) Легенда №17, Кинофильм, Мысли набекрень, Олег Евгеньевич, Рецензия

URL
   

Капля воска

главная